БЮРО-ПИРУС

Суббота, 19.10.2019, 06:21
Приветствую Вас Гость

Регистрация
Вход

Не частный вопрос о ЧД


не частный вопрос о частном детективе
Булат Баекенов: Оценивая возможности частных детективов, следует отметить, что их законная деятельность станет ощутимым и серьезным подспорьем государству в обеспечении безопасности и борьбе с преступностью
24.06.2004

"Казахстанская правда", 23 июня


С момента обретения Казахстаном независимости в обществе, особенно в правоохранительных органах, витает идея введения института частных детективов. Около года в Парламенте велась работа над законопроектом, регламентирующим эту деятельность. Нужен ли Казахстану такой закон? Мыслями на этот счет мы попросили поделиться бывшего начальника Службы охраны Президента РК, генерал-лейтенанта запаса, президента Ассоциации охранных организаций республики, профессора Булата БАЕКЕНОВА.

Если народ Казахстана избрал демократический путь развития, если в Конституции высшей ценностью провозглашены права и свободы человека, мы должны последовательно претворять в жизнь политику демократизации всех сфер общественных отношений. Именно на это нацелена и правовая реформа. Стали более демократичными методы работы органов внутренних дел, национальной безопасности, юстиции, прокуратуры. Появились частные юридические компании, нотариальные конторы, охранные организации. Их деятельность и расширение сферы частных юридических услуг свидетельствуют и о популярности их, и о необходимости.

Очень верным и своевременным шагом стало введение в соответствии с Законом РК "О лицензировании", принятым в 1995 году, частных детективных услуг. Однако дальнейшего развития эта норма не получила, не было дано законодательного определения сущности негосударственной детективной деятельности, в связи с чем лицензии на право занятия частной сыскной деятельностью до сих пор не выдаются.

Логическим продолжением начавшейся правовой реформы явилась инициатива группы депутатов Мажилиса, разработавших проект закона РК "О негосударственной (частной) охранной деятельности и негосударственной (частной) детективной деятельности". В республике уже действует Закон "Об охранной деятельности". Однако практика его применения показала целесообразность совершенствования многих его норм. Кроме того, Межпарламентской ассамблеей стран СНГ - в целях унификации законодательства в Содружестве - парламентам государств-участников был направлен модельный проект закона, регламентирующий частную охранную и детективную деятельность.

В сентябре 2003 года Мажилис принял в работу указанный законопроект. Была создана рабочая группа из представителей комитетов палаты, заинтересованных министерств и ведомств. В группу вошли и представители нашей ассоциации. Был проведен ряд экспертиз законопроекта, в том числе Институтом государства и права, Институтом законодательства РК и др. Эксперты сделали вывод о необходимости и полезности такого закона. Были рассмотрены сотни замечаний и дополнений. В результате по предложению Правительства законопроект был разделен на две половины, и работа проводилась только в отношении урегулирования негосударственной детективной деятельности. В апреле нынешнего года Совет безопасности РК предложил более детально изучить действующую мировую практику применения частных сыскных услуг, провести дополнительные экспертизы законопроекта, предусмотреть в нем нормы, защищающие права и свободы граждан от противоправных действий в связи с осуществлением частных детективных услуг. На научно-практической конференции, проведенной в мае с.г. Министерством юстиции, всеми, в принципе, была поддержана идея введения института частных детективов, и мы надеемся, что в ближайшее время работа над законопроектом будет продолжена.

Следует отметить, что разработка и принятие данного закона будет способствовать защите прав граждан. Это вызвано и необходимостью более полного соблюдения ряда положений Основного закона страны.

Так, статья 1 Конституции РК устанавливает, что высшей ценностью государства является человек, его жизнь, права и свободы. Это означает, что государство обязано защищать жизнь человека от посягательств, предоставляя ему возможность самому выбирать законные способы защиты. Статья 13 Конституции указывает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами.

Известно, что деятельность правоохранительных структур жестко регламентирована, имеет массу правовых и бюрократических условий. К тому же никакая силовая структура не будет работать по просьбе человека, если в его проблеме не содержится признаков совершившегося либо предполагаемого правонарушения.

Вместе с тем любой гражданин, согласно вышеуказанным статьям Конституции, имеет право, к примеру, принять меры по защите неприкосновенности своей частной жизни, имущества, получить квалифицированную консультацию и соответствующие рекомендации по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств. С принятием обсуждаемого законопроекта именно эти и многие другие правовые вопросы граждане смогут решить, воспользовавшись таким новым видом услуг, как частная детективная деятельность.

В сфере охранных услуг детективы могли бы оказать содействие в выявлении возможных каналов краж и хищений, в установлении лиц, склонных к правонарушениям, из числа работников охраняемых объектов, а также проживающих на прилегающей территории, конъюнктуры рынка краденых вещей, защиты объекта от утечки конфиденциальной, коммерческой информации и т. д.

Законопроект не требует государственных затрат и в то же время создает дополнительные рабочие места, в том числе для бывших сотрудников спецслужб и правоохранительных органов, имеющих богатый опыт оперативной работы, накопленный во время службы.

Оценивая возможности частных детективов, следует отметить, что их законная деятельность станет ощутимым и серьезным подспорьем государству в обеспечении безопасности и борьбе с преступностью. Частные детективы в определенной степени повлияют на улучшение правопорядка и профилактику правонарушений. Все это позволит государственным органам сконцентрировать силы и средства на других, более масштабных направлениях работы. При этом подмены силовых органов не может быть. В законопроекте имеются нормы, обязывающие частного сыщика в течение суток извещать официальные государственные службы о ставших известными ему фактах совершения правонарушений. В противном случае возникает ответственность за укрывательство, что, в свою очередь, будет способствовать более полной регистрации преступлений.

Возможностями частного сыщика могут воспользоваться все стороны уголовного процесса на любом его этапе. При этом детектив не будет субъектом оперативно-розыскной деятельности, следовательно, не будет подменять государственные спецслужбы.

Высказывается порой мнение, в том числе отдельными руководителями правоохранительных органов, что частные детективы будут нарушать права и свободы граждан. Но это мнение ошибочно. Сейчас кто хочет, тот уже занимается частной детективной практикой, так как нет закона, запрещающего этот вид деятельности. Сейчас его можно привлечь только к административной ответственности за работу без лицензии и неуплату налогов. Поэтому для того, чтобы не допустить произвола частного сыска, в законопроект закладываются нормы, ограничивающие деятельность детектива, запрещающие вести отдельные направления работы, которые являются компетенцией только государственных органов. Также исключается возможность стать частным детективом нечистоплотным людям. В обсуждаемом законопроекте имеется норма, что детективом может быть только гражданин Казахстана, имеющий высшее юридическое образование или проработавший в правоохранительных органах на оперативной или следственной работе не менее трех лет, уволенный по положительным мотивам, не привлекавшийся к уголовной ответственности, соответствующий определенным медицинским и ряду других требований. Все предоставленные кандидатом сведения о себе будут проверяться лицензиаром, то есть Министерством внутренних дел.

С развитием рыночных отношений в Казахстане около десяти лет назад появились первые частные охранные структуры, которые на свой страх и риск работали кто как может. Свое законное существование они обрели только в октябре 2000 года с принятием Закона "Об охранной деятельности". Подобная ситуация складывается сейчас в сфере частных детективных услуг.

Законодательно установленные объемы и пределы детективной деятельности, государственный контроль над ней позволят предотвратить возможные попытки криминальных структур применять формы и методы оперативной работы для достижения преступных целей.

Таким образом, узаконенная частная детективная деятельность в республике станет подспорьем системы национальной безопасности и правоохранительной деятельности государства. Регламентированный в рамках закона, данный вид услуг послужит неплохим импульсом для более активного, надлежащего и всестороннего обеспечения защиты интересов личности, общества и государства.

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0